БЕЛАРУСКАЯ ЛАТГАЛИЯ

 

Вадим ДЕРУЖИНСКИЙ

«Аналитическая газета «Секретные исследования», №13, 2018

 

Многие читатели интересуются, как и почему менялись границы Беларуси в СССР – ведь по инициативе Кремля мы утратили огромнейшие беларуские территории. Москва лишила нас Смоленщины, Виленщины и Белосточчины – об этом многие знают. Но, к сожалению, сегодня мало кто помнит, что Россия отобрала у нас ещё и Латгалию и передала её буржуазной Латвии.

 

Вначале расскажем о том, что же такое Латгалия, которую Ленин отобрал у Беларуси и подарил Латвии. Латгалия – это древняя беларуская территория, которая вместе с другими землями кривичей входила в состав ещё Полоцкого княжества при князе Всеславе Чародее. Это историческая часть ВКЛ-Беларуси, после разделов Речи Посполитой входила в состав Полоцкой губернии (1776-1796), Белорусской (1796-1802) и Витебской губернии (1802-1920).

 

Латгалы – это западные балты, как и все предки беларусов. Они не имеют никакого отношения к восточным балтам латышам (и их отпочкованию в VIII-X веках жмудам-аукштайтам) и говорят на совершенно другом языке; их язык, по мнению ряда историков, является тем же, на котором до славянизации говорили балтоязычные кривичи. И антропологически, и по культуре латгалы ничем не отличались от кривичей. Латгалы мало похожи на латышей, но наиболее близки предкам беларусов: особенно полоцким кривичам и ятвягам княжества Дайнова (столица Лида).

 

Кандидат исторических наук Олег Дернович пишет в очерке «Этническая история Беларуси» (2010): «Антропологически кривичи оказались не просто похожими, но общими с латгалами (обитателями Восточной Латвии). А гидронимия (названия водных объектов) кривичской территории – бесспорно балтская». Известный историк Алексей Дермант в очерке «Кривичи» (2007) тоже пишет об «антропологическом единстве кривичей и латгалов». Он подчёркивает:

 

«По абсолютным размерам мозгового отдела черепа и скелета лица в отношении головного показателя и ширины лица, мазовшане (славянизированные западные балты), полоцкие кривичи, ятвяги и латгалы объединяются одним комплексом физических черт и в этом приближаются к норвежцам и англосаксам».

 

Этнографы царской России тоже относили латгалов к Беларуси и считали, что они по всем показателям ближе именно к беларусам (кривичам). Никто никогда в Российской империи не оспаривал принадлежность Латгалии Белорусской, а потом Витебской губернии (тем более что Латгалия была наполовину беларускоязычной, активно шла её беларусизация – как ранее эта же беларусизация прошла, например, в Лидском повете (бывшее ятвяжское княжество Дайнова). Не вызывало сомнений, что уже к середине ХХ века Латгалия станет полностью славянизированным районом.

 

И тут вдруг «непонятное» решение Ленина о вычленении Латгалии из состава Беларуси – с последующей передачей Латвии. Что за странность? Зачем?

 

Увы, Ильич чихать хотел на интересы беларусов (что и продемонстрировал при заключении Брестского мира) и преследовал лишь свои сиюминутные интересы. А именно: при угрозе польской оккупации Беларуси (или при перспективе передачи Беларуси Польше по итогам российско-польской войны) – полякам следовало отдавать как можно меньше земель, для чего было бы хорошо уменьшить Беларусь – вычленить в пользу Летувы её Виленщину (вместе с Гродно, Лидой, Новогрудком, Молодечно, что Ленин обещал жмудам Ковно), а Латвии надо было отдать Латгалию (что Ильич обещал уже своим латышским стрелкам). Плюс в состав РСФСР уходили области Смоленская, Гомельская, Витебская, Могилёвская и часть Минской (восточная граница БССР оказалась у Червеня). В итоге от Беларуси остался смехотворный обрубок, который товарищу Ленину было уже не жалко отдавать проклятым и ненавистным полякам.

 

Кстати, роль латышских стрелков тут весьма существенна: эта ленинская гвардия защищала Ильича не просто так, а с националистическим латышским прицелом о «Великой Латвии», в составе которой виделись земли и Беларуси, и России, и Летувы, и Эстонии. Вот так, воспользовавшись ситуацией, латышские националисты обворовали Беларусь – с помощью товарища Ленина. Давайте вспомним, как это было…

 

ОЧЕРЕДНОЙ РАЗДЕЛ БЕЛАРУСИ

 

Как гласит официоз (и СССР, и ныне Латвии и РФ), «17 декабря 1917 года Исполком Совета депутатов Латгалии обратился к правительству Советской России с просьбой издать декрет об отделении своего региона от Витебской губернии и включении его в состав Латвии. Просьба была удовлетворена».

 

Сообщающие это делают вид, что произошло нечто «нормальное». На самом деле это козни латышских стрелков – националистов, которые у Ильича хотели получить плату за свою службу. Пикантность ситуации в том, что хоть Ленин и понимал обоснованность считать Латгалию частью Беларуси, но сама Беларусь тогда ещё как бы была частью Советской России (до провозглашения ССРБ), а потому получается дурно пахнущая ситуация – Ильич разбазаривает земли Советской России, отдавая их без всякой войны Риге. Что весьма напоминает эпизод из кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию» про Кемску волость: лживый царь её запросто дарит иностранцам.

 

Вот такой «Кемской волостью» и стала Латгалия, а лживым царём, которому она не нужна, оказался Владимир Ильич Ленин. Разбазариватель земель Советской России (при пока не существовании БССР).

 

Сегодня – после известных событий с Крымом – у российских авторов возникает вопрос: это на каком же основании и с какой стати товарищ Ленин забрал из Витебской губернии – в данный момент Витебской области в составе РСФСР – находившуюся там с 1802 года Латгалию – и подарил её иностранному государству? Но самое интересное в том, что Ленин потом признал буржуазную Латвию – но не потребовал вернуть Латгалию в Витебскую область СССР. Как это понимать? Хотя по всей логике Ильич должен был выдвинуть условием признания СССР буржуазной Латвии – возвращение Латгалии. Мало того – затем в 1940-м Латвия вошла-таки в состав СССР, но и тогда – уже без угрозы польской оккупации – Латгалию не вернули Беларуси. А наоборот – ещё отобрали немалые беларуские территории, передав их Латвии…

 

КИРИЛЛИЦА ЛАТГАЛИИ

 

Российский историк Владимир Веретенников для центральных СМИ РФ после «Крымнаш» написал цикл статей о Латгалии, но он ничего не смыслит об истории ВКЛ и Беларуси (которые ему как российскому имперцу вообще не интересны), однако ряд фактов в его публикациях любопытны. Например, письменность Латгалии – которая в царской России была на кириллице (см. фото).

 

Уточним, что в 1860-х губернатор-вешатель Муравьёв в письмах царю докладывал, что скоро он жмудов (литовцев) сделает великоруссами и уже перевёл их жмудскую письменность на кириллицу. Тогда же вешатель перевёл на кириллицу и письменность Латгалии.

 

В статье «Как Латвия получила земли России и Белоруссии» Владимир Веретенников пишет: «Язык латгальцев заметно отличается от латышского, ведь исторически край был тесно связан с Россией и Белоруссией и даже входил до революции в состав Витебской губернии».

 

На самом деле разница в том, что язык латышей и их отпочкования летувисов – восточнобалтский, а язык латгальцев – западнобалтский. Западные балты стали основой для славян – и первыми славянами и были западные балты, а наиболее близки к славянскому языку – языки ятвягов и латгальцев.

 

Веретенников продолжает:

 

«Сложилось так, что к началу XX века у латгалов накопилось недовольство жизнью в России. Дело в том, что вспыхнувшее в 1863 году польское восстание краем затронуло и Латгалию, и, хотя антиправительственные настроения не получили здесь широкого распространения, царское правительство всё равно подозревало латгалов в симпатиях к восставшим. Чтобы снизить вероятность будущих волнений, было решено наложить запрет на латинский шрифт, применяемый для латгальского языка. Запрет этот действовал с 1864-го по 1904 год. Латгалам под страхом наказаний запрещалось ввозить, держать дома и распространять книги на родном языке.

 

В 1875 году в Латгалии закрыли все католические церковные школы. Но многие местные жители бережно хранили напечатанные до запрета молитвенники и песенники на родном языке, а некоторые книги переписывали от руки. Власти пытались ввести для латгалов письменность, основанную на кириллице, но она не прижилась. Через 40 лет запрет, сильно ограничивший развитие латгальского языка и культуры, отменили, но осадочек, как говорится, остался.

 

Национальная интеллигенция, лелеявшая неясные поначалу мечты о самоопределении, в Латгалии начала развиваться несколько позже, чем в Латвии. Во главе её стояли публицисты, просветители, культурные деятели, исследователи народных обычаев Францис Кемп, Францис Трасун, Густав Мантейфель и другие. Они не только занимались просветительством, но и активно шли в политику. Так, Кемп во время учебы в российской столице создал Петербургское латгальское студенческое общество Gunkurs, Петербургское музыкальное общество латгальцев, редактировал первую латгальскую газету Zvaigzne («Звезда»), газету Gaisma («Свет»), позже основал нелегальную Латгальскую демократическую партию трудящихся.

 

Его соратник Трасун, избравшийся в 1906 году в состав первой российской Государственной Думы, был сторонником объединения Латгалии с остальными регионами современной Латвии – Видземе и Курземе, усматривая в них больше родства, нежели различий. Значительную роль в сглаживании этих различий сыграл тот факт, что после жестокого подавления властями революции 1905-1906 годов немалая часть латышской интеллигенции осела именно в Латгалии. Выступая в Государственной Думе, депутат от Витебской губернии священник Францис Трасун призывал прекратить действия карательных отрядов, занимавшихся массовыми казнями бунтовщиков, и требовал как можно быстрее отозвать солдат из Прибалтики».

 

Тут Веретенников называет Латгалию Прибалтикой, но ведь она в 1906 году входит в состав Витебской губернии. Получается, что Витебская губерния – это Прибалтика? И выходит, что и вся Беларусь – это тоже Прибалтика? Но оставим этот нюанс для других публикаций…

 

Исследователь истории края Александр Гапоненко, написавший книгу «Латгалия. В поисках иного бытия», рассказывает об ещё одном немаловажном аспекте: «Имперское правительство целенаправленно проводило политику переселения в бывшие польские провинции [на самом деле беларуские. – В.Д.] православного населения, предоставляя земли в Латгалии на льготных условиях. Этим не преминули воспользоваться многие латыши, начавшие переходить из лютеранства в православие и переезжать на восток. Так в Латгалии появилась значительная диаспора православных латышей, которые были заинтересованы в присоединении края к общелатвийскому пространству».

 

Интересно, что после Февральской революции 1917 года инкорпорации Латгалии хотели только латыши, а вот представители латгальских общественных организаций не рвались объединяться с Латвией. Францис Кемп тогда писал: «Латгальский и латышский язык – не один и тот же, и ради одного языка нам не нужно объединяться».

 

В апреле 1917-го в городе Режица Витебской губернии состоялся Латгальский съезд, на котором неофициальный представитель латышей Зигфрид Мейеровиц клялся, что в единой независимой Латвии латгалов никто не ущемит. Кемп отнесся к этим обещаниям с подозрением. Оппонируя лозунгу сторонников Трасуна «Мы все один народ», Кемп выдвинул свой аргумент: «Два диалекта – две веры». На съезде ему слова не дали, и он со своими единомышленниками демонстративно его покинул. Вскоре была создана Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, причем в её строительстве активно участвовали красные латышские стрелки. Ленин расплатился тем, что пообещал передать в состав Латвии Латгалию. По рекомендации Ильича и латышских стрелков 17 декабря 1917 года Исполком Совета депутатов Латгалии обратился к большевикам в Петрограде с просьбой об отделении Резекненского, Даугавпилсского и Лудзенского уездов (исторические земли Латгалии) от Витебской губернии и включении их в состав Латвии (названия уездов впервые были изменены со славянских на восточнобалтские латышские, хотя латыши там никогда не жили!). Интересно, что о выходе из состава России речи ещё не шло. Петроградские товарищи пошли латгалам (на самом деле латышам) навстречу – просьба была удовлетворена. Так состоялось официальное вступление Латгалии в состав Латвии.

 

На особом положении Латгалия продержалась недолго. После того как в 1934-м единоличным правителем в государстве стал Карлис Ульманис, он взял курс на построение «латышской Латвии» и стирание этнических различий. Этот курс продолжается и в сегодняшней Латвийской Республике, где латгальский язык всё больше «забывается» и выходит из употребления.

 

Тут следует добавить, что латыши и летувисы при всей своей нелюбви к славянам в тысячу раз больше не любят западных балтов – автохтонов Латгалии и Виленщины. Латвия и Летува не только ведут борьбу против их западнобалтских языков, но – что в сто раз подлее и гаже – поменяли за несколько десятилетий сам их ландшафт на свой жмудский и латышский. С 1920 года в Латгалии и затем с 1940-го на Виленщине латыши и их отпочкование жмуды переименовали на свой манер не только западнобалтские топонимы, но и все гидронимы! Удивительное дело: если якобы автохтоны Виленщины и Латгалии – это летувисы и латыши, то зачем же понадобилось полностью менять все названия населённых пунктов и рек с озёрами? Этот вопрос в СССР задавали советские академики своим прибалтийским «коллегам»: куда исчезли реалии западнобалтского языка из топонимов и гидронимов Виленщины и Латгалии? И не означает ли это этноцид в СССР, когда восточные балты наглым образом на глазах ЦК КПСС ликвидируют западных балтов – как реалию и объект защиты ЮНЕСКО?

 

УТРАЧЕННАЯ ДЕРЖАВА

 

Судьба Латгалии является типичной для Беларуси – страны, которую «раздолбали» все соседи. Некогда наши князья объединили почти все племена западных балтов – начал ещё Всеслав Чародей, а закончил Ольгерд. Нам удалось создать огромное западнобалтское государство – этнически монолитное, и этнос литвинов-беларусов стал единением западных балтов. Однако в середине XVI века – при Реформации – произошёл глубочайший этнической кризис Литвы-Беларуси.

 

И до этого наша литвинская западнобалтская шляхта испытывала огромные этнические проблемы (под влиянием Польши и Руси-Украины): не была разработана даже литвинская письменность, так как власти ВКЛ ошибочно полагали, что литвинский язык (западнобалтский язык кривичей, ятвягов-радимичей, латгалов, пруссов и др.) якобы очень похож на латынь, а потому следует внедрять латынь – вместо разработки латвинского письма. Причём в то время в Польше государственным языком была латынь, и власти надеялись своим прожектом объединить Литву с Польшей.

 

Но вместо этого произошло обратное – с началом Реформации литвины вместо латыни увлеклись русинским языком (волынским диалектом украинской мовы). Этот язык, ставший государственным в ВКЛ (где почти две трети страны – это русины-украинцы), постепенно вытеснял западнобалтские говоры, и западные балты переходили на новый язык – некий суржик из волынского диалекта с западнобалтским субстратом (что наши учебники и называют ныне «старобеларуским языком»). Исследовавшие вопрос учёные Летувы пишут, что вначале в 1500-1530-х был славянизирован регион северной части Брестской области, Гродненщина и часть Виленщины, затем в течение ещё 30 лет (одного поколения) – регион Центральной Беларуси и Гомельщина, а к концу века – древние кривичские территории Восточной Беларуси. В итоге «литвинская народная говорка» (западнобалтские говоры) осталась только в некоторых районах на Пинщине, в Судове, Латгалии и т.д.

 

В дальнейшем это послужило поводом для Летувы и Латвии отобрать у нас наши западнобалтские территории, где славянизация (переход западных балтов на новую беларускую мову) не была закончена. Вместо славянизации летувисы и латыши насильно обращали в свой восточнобалтский язык наших западных балтов Виленщины и Латгалии – что несомненное этническое насилие.

 

Всё это происходило на фоне ослабления нашей державы ВКЛ из-за чудовищных войн и не вполне честной политики союзников. В том числе нас дважды предали украинцы-русины Руси-Украины: вначале в 1569 году перед созданием Речи Посполитой они (все украинские-русинские провинции ВКЛ) по своей инициативе сбежали из ВКЛ в Польское Королевство. А затем эти предатели Великого княжества Литовского и Русского в войне 1654-1667 годов воевали вместе с Ордой-Московией против ВКЛ и уничтожили половину наших жителей.

 

И всё-таки при расколе языковом (вызванном славянизацией западных балтов) и при расколе религиозном (делении литвинов на католиков, православных, протестантов) – единство нации всё равно сохранялось, ведь нашим главным принципом была толерантность. И к началу ХХ века дела беларусов в составе Российской империи обстояли в общем-то неплохо: царизм снял запрет на беларускую литературу и понемногу разрешал беларускую культуру и беларуское образование, но самое главное – этнографы царского официоза обозначили этнические границы Беларуси и беларусов, куда бесспорно относили Виленщину, Белосточчину, Смоленщину и, конечно, Латгалию – историческую часть Витебской области. С этими территориями Беларусь сегодня должна была быть примерно на 40-50% больше, и жило бы сегодня в Республике Беларусь около 15 млн. беларусов. Но что же случилось?

 

«Благодарить» мы должны Ленина и Сталина, которые без ведома беларусов раздали, как сущие оккупанты, беларуские земли с беларуским населением всем инородцам, кто этого просил. А самое интересное в том, что большевики сей «раздел Беларуси» считали лишь НАЧАЛОМ. В их планах обсуждалось создание тут Еврейской Советской Социалистической Республики со столицей в Бобруйске (для чего, кстати, в БССР ещё одним государственным языком был введён идиш). В ЕССР планировалось поселить 1 млн. беларуских евреев, 2 миллиона украинских и несколько сот тысяч прибалтийских. Всего же в ЕССР потенциально могли жить 5-7 млн. евреев, это была бы большая и весьма индустриальная республика на Западе СССР (на территории Беларуси). На фоне таких эпохальных проектов в умах ленинского правительства (которое на 90% составляли евреи, причём многие – бывшие сионисты) – раздача беларуских земель представлялась нормой.

 

Отдельная интересная тема для историков – создание Лениным ЛитБелССР в период, когда он оформил передачу Латгалии Латвии. Получается, что Ильич забрал Латгалию не у России, и даже не у Беларуси, а у Литвы – в лице Литовско-Беларуской Республики. Хотелось бы узнать, с какой стати Ленин посчитал, что для Латгалии лучше быть в Латвии, чем в Литве? С этнической точки зрения тут нет абсолютно никакого смысла, так как язык латышей равно так же отличается от языка латгалов, как и язык летувисов. Ибо летувисы – отпочкование от латышей (и те, и другие – восточные балты, а латгалы – западные балты).

 

Вообще же для статуса республики (не важно – советской или буржуазной) не имеет логики создание разных Летувы и Латвии – ибо это один и тот же восточнобалтский народ с одним и тем же восточнобалтским языком. А как показали исследования генофонда – они и по генам те же самые: наполовину смесь с финно-уграми ливами. Это какая-то великая загадка, вместо Летувы и Латвии должно было быть нечто единое. Но, видимо, ответ в том, что Жмуди придали особую роль – забрать у Беларуси позицию исторической Литвы.

 

А дальше – ещё больше вопросов. Почему при единой Литовско-Беларуской Республике товарища Ленина в её состав не входит ещё и Латвия – весьма небольшая и пограничная? Ведь в таком случае и решался бы сам собой вопрос с Латгалией!

 

Наступает 1939 год – раздел Польши. А в 1940-м в состав СССР входят новые советские республики Прибалтики. Предположим, Сталин отдал беларускую Виленщину Летуве, зная, что та скоро станет частью СССР. Замечательно! Тем более, что это лишь возврат к уже существовавшей ранее республике ЛитБел. Согласно всей логике, должно произойти восстановление ЛитБел со столицей в Вильно – благо, что город отобрали у Польши, он пока равно не город БССР и не город Летувы.

 

Однако не происходит никакого воссоздания ЛитБел! Почему? Чего испугался Сталин? И чем в таком случае руководствовался Ленин, создавая ЛитБел? А ведь имея в виду историческую принадлежность Латгалии БССР – следовало ожидать, что будет не просто воссоздана ЛитБел, а ЛитЛатБел – ибо и Виленщина, и Латгалия – это беларуские земли, а объединение республик устраняло бы трения между соседями.

 

Сегодня мне кажется, что создание Лениным ЛитБел было вызвано тем, что ни он, ни его российские «консультанты» в силу малых познаний в теме не понимали, где и в чём граница между Литвой и Беларусью – ибо этой границы во многих аспектах по сути нет. А вот в эпоху Сталина и начала Второй мировой войны «вождь народов» вполне мог опасаться – на фоне раздела Польши – воссоздания концепции ВКЛ, куда входили и Беларусь, и Летува, и Латвия. И, конечно, Латгалия. В этом контексте для Сталина было выгодно увязывать Латгалию с Латвией – создавая спор с Беларусью и Летувой, что как бы подрывало вместе с прочим идею возрождения ВКЛ. Так сказать, «разделяй и властвуй».

 

Это подтверждается тем, что в 2015 году российские имперцы как кальку ДНР стали продвигать концепцию Латгальской народной республики – как некоего анклава Латвии, который хочет «вернуться в состав Российской Федерации». Провокаторы открыли свои сайты и некие «общественные объединения», объявили о наборе каких-то «ополченцев» для войны против Риги, чем вызвали внимание Прокуратуры Латвии и протесты этого государства в адрес Российской Федерации.

 

Тут вот что интересно: а с какого боку тут Россия? Если Латгалия действительно хочет вернуться, выйдя из состава Латвии, то это возвращение в состав Витебской области Республики Беларусь. Именно оттуда вышла Латгалия, уйдя в Латвию. А не из какой-то российской области.

 

Но в Беларуси нет провокаторов, которые формируют «ополченцев» для захвата Латгалии. Ибо в Беларуси не больны великорусским имперским национализмом. И если бы Латгалия и ушла из Латвии – то возвращалась бы в состав Беларуси, а не в Россию. Чего не написал ни один российский автор в статьях на эту тему – так как Беларусь русским не интересна. Как собиратель Латгалии и иных земель – пусть и бывших своих, беларуских…


***


РЕКЛАМА


Решили обустроить свой участок? Если позволяет площадь, то одним из решений послужит строительство бассейна в Киеве. Вы порадуйте всю семью и друзей. Приятные встречи и отдых обеспечен.

Информация

  • ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ
        (обновляется!)   Теперь книги наших авторов можно купить в любой стране мира. Рекомендуем:…
  • ОКНО В ИНУЮ БЕЛАРУСЬ
      Серия исторических детективов Вадима Деружинского, действие которых происходит в середине 1930-х в Западной Беларуси,…
  • В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ
      Уважаемые читатели! Теперь нашу газету можно купить на нашем сайте в электронном виде из…
  • Новый детективный роман
        Вадим Деружинский   Черная лента     В довоенной Западной Беларуси, частью которой…
  • РАСПРОДАЖА КНИГ НАШИХ АВТОРОВ
            Уважаемые читатели! Сообщаем, что организована распродажа по существенно сниженным ценам последней…

На печатную версию нашей газеты теперь можно подписаться и онлайн: